Рекомендации комитетов Думы ПГО 2019 год
Уважаемый Константин Сергеевич!
На комитете Думы Полевского городского округа по местному самоуправлению и правовому регулированию 24.09.2019 года предварительно рассмотрен проект решения Думы «Об утверждении Правил благоустройства, озеленения, обеспечения чистоты и порядка на территории Полевского городского округа», внесенный на основании обращения Главы Полевского городского округа от 02.07.2019 № 4052.
В соответствии с п.п. 11.1 п. 11, п. 14.1 Регламента Думы Полевского городского округа профильные комитеты Думы рассматривают в предварительном порядке проекты решений, подготовленные органами местного самоуправления, выносят по этим проектам свои заключения.
В случае, если вопрос был отклонен на комитете, данный вопрос не включается в повестку сессии, но может быть повторно вынесен заявителем для рассмотрения на комитете после доработки с учетом рекомендаций комитета.
Принимая во внимание, что вопрос «Об утверждении Правил благоустройства, озеленения, обеспечения чистоты и порядка на территории Полевского городского округа» депутатами был отклонен и не внесен на рассмотрение очередной сессии Думы, направляем Вам рекомендации комитета Думы по соответствующему вопросу:
Рекомендовать Главе Полевского городского округа (лицам, принимающим непосредственное участие в разработке проекта решения Думы):
1) устранить замечания депутатов Думы Полевского городского округа:
- замечания относительно используемого разработчиком стиля текста представленного проекта, а также соответствия определенным требованиям Правил юридической техники.
В тексте проекта решения встречаются формулировки, использование которых в нормативных правовых актах не рекомендуется: «могут участвовать», «могут выступать», «могут быть», «иные лица», «вправе», «возможно», т.п.).
Некоторые из указанных формул, могут быть расценены как диспозитивное установление возможности совершения органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций.
Необоснованно широкие пределы усмотрения, установленные для правоприменителя, также могут выступать коррупциогенными факторами, перечень которых содержится в п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96.
В частности:
В соответствии с пунктом 390 проекта Правил благоустройства в случае выявления фактов нарушения настоящих Правил, уполномоченные органы и их должностные лица вправе:
1) выдать предписание об устранении нарушений;
2) составить протокол об административном правонарушении в порядке, установленном действующим законодательством;
3) обратиться в суд с исковым заявлением о понуждении к исполнению требований настоящих Правил и о возмещении ущерба.
В данном случае, определение компетенции по формуле «вправе» является коррупциогенным фактором согласно п.п. «б» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
Согласно Методических рекомендации по подготовке муниципальных нормативных правовых актов, утвержденных Минюстом России, при подготовке муниципальных актов необходимо соблюдать логическое и четкое языковое изложение информации, использовать устоявшиеся технические средства и приемы построения и оценки содержания правовых норм.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (см. например: Постановление КС РФ от 30.10.2003 № 15-П; Постановление КС РФ от 19.07.2011 № 17-П.) норма права должна быть формально определенной, точной, четкой и ясной, не допускающей расширительного толкования установленных ограничений и, следовательно, произвольного их применения.
Под соблюдением логических правил при построении правовых норм понимается следующее:
изложение материала должно быть структурированным и последовательным, точным, исключающим вероятность двусмысленного толкования норм (поставленные задачи следует закреплять в виде четких и конкретных формулировок);
муниципальные акты должны быть содержательными. Не следует допускать противоречия одного положения муниципального акта другому положению (внутренние противоречия), необоснованное повторение одних и тех же положений в различных структурных единицах правового акта, наличия дублирования правовых предписаний.
Необходимо осуществлять правильное толкование содержания разрабатываемого муниципального акта в целях анализа содержания текста, уяснения смысла правовой нормы, определения ее места и роли в правовом акте, обеспечения единства понимания правовых норм, выявления сущностных признаков юридических понятий, содержащихся в тексте.
Текст муниципального акта должен иметь официальный характер, поэтому при подготовке муниципального акта необходимо соблюдать языковые правила изложения правового материала. Муниципальный акт должен быть точным, ясным и достоверным, в нем должны отсутствовать грамматические, орфографические, пунктуационные ошибки.
Официальность стиля характеризуется нейтральностью, беспристрастностью, сдержанностью, отсутствием образных сравнений, повелительностью.
Муниципальный акт должен соответствовать лексическим, синтаксическим и стилистическим правилам русского языка.
При подготовке правового акта необходимо использовать общепринятые слова и словосочетания, языковые обороты, не допускать использования слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.
Термины и понятия, используемые в муниципальном акте, должны употребляться в одном значении в соответствии с общепринятой терминологией; не рекомендуется использовать устаревшие термины и понятия; рекомендуется давать определения используемых в правовом акте юридических, технических и других специальных терминов, если без этого затруднено его применение.
Рекомендуется использовать понятия и термины, которые применены в Конституции Российской Федерации, в федеральных конституционных законах, федеральных законах, в других нормативных правовых актах Российской Федерации, конституции (уставе) субъекта Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации.
В тексте правового акта не допускается использование неприменимых и невыполнимых на практике норм. В муниципальный акт включаются нормативные предписания, содержание которых позволяет субъектам права с достаточной точностью уяснить их должное поведение (соблюдение принципа правовой определенности).
Муниципальный акт должен иметь властный характер предписаний (подлежать обязательному исполнению на территории муниципального образования).
При построении предложений в тексте муниципального акта необходимо соблюдать синтаксические и стилистические правила.
Предложение должно отвечать следующим требованиям:
точно выражать мысль;
быть грамотно составленным с учетом правил склонения и спряжения глаголов, правил употребления служебных частей речи - предлогов, союзов, частиц (не рекомендуется использование союзов «но», «а», «хотя» и т.п.);
быть юридически нейтральным (использовать обезличенную форму при изложении норм; использовать неопределенные формы глагола или глаголы в третьем лице; использовать ровный и спокойный стиль текста, не отвлекающий от сути правового акта);
быть доступным для восприятия (не должно быть очень сложным, перегруженным грамматическими конструкциями);
не использовать обобщенно-отвлеченные грамматические формы (предложения не должны быть длинными, не должны использоваться однотипные грамматические формы);
в предложении должна соблюдаться строгая последовательность изложения текста;
предложения должны употребляться в утвердительной и повествовательной форме (следует избегать использования условных предложений, а также не использовать вопросительных предложений, т.к. это осложнит понимание текста).
В частности, п. 48, п. 50, п. 55, п. 65, п. 66, п. 74, п. 89 , п. 107, п. 123, п. 125, п. 126, п. 150, п. 221, п. 238, п. 255 Проекта не отвечают вышеуказанным требованиям.
С учетом изложенного, необходимо текст проекта решения Думы изложить с учетом требований Правил юридической техники, исключить коррупциогенные факторы.
- иные замечания (вопросы к Проекту):
ü на территории Полевского городского округа отсутствуют такие объекты, как электрический транспорт и опоры электротранспорта (п. 234. п. 67 Проекта);
ü правовое значение Главы 26 Проекта, имеющей в составе один пункт (наличие объекта и нормативного регулирования общественных отношений, где и каким образом размещается световая информация?);
ü использовать общепринятую терминологию (например, если существует необходимость использования понятия «Уличная мебель», то следует дать нормативное определение указанному термину в Главе 2 Проекта);
ü следует уточнить правовые нормы запрещающие размещать временные сооружения торговли и сферы услуг…….., организовывать несанкционированную уличную торговлю в нарушение установленного порядка. Какого порядка и каким органом установленного? Разводить костры, сжигать листву, траву на землях общего пользования и вне специально отведенных мест (п.п. 3, п.п. 15 п. 211 Проекта);
ü объединить и уточнить запрещающие правовые нормы (п.п. 36 и п.п. 41 п. 211 Проекта);
ü в абзаце четвертом пункта 212 Проекта слова «в настоящими правилами» заменить словами «Законом Свердловской области от 14.11.2018 № 140-ОЗ «О порядке определения органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, границ прилегающих территорий», при этом абзац пятый указанного пункта - исключить;
ü главу 36 (либо главу 2) Проекта дополнить определением понятия «границы прилегающей территории» (см. п.п. 3 ст. 2 Закона СО № 140-ОЗ);
ü в Проекте правил благоустройства (глава 36) не установлена максимальная и минимальная площадь прилегающей территории, в целях определения границы прилегающей территории (требование п. 4 статьи 3 Закона СО № 140-ОЗ);
ü в пункте 213 Проекта уточнить, что схема границ прилегающих территорий утверждается Думой Полевского городского округа в составе настоящих Правил;
ü основания наделения МКУ «ЦСКУ» ПГО обязанностями по организации Комиссии по контролю и оценке санитарного содержания и благоустройства городских территорий, её задачи и полномочия (абзац второй п. 214 Проекта), а также обязанностями по организации содержания иных (каких?) элементов благоустройства (п. 224 Проекта);
ü полагаем, что до утверждения в установленном порядке схемы границ прилегающих территорий (определения соответствующих границ) отсутствуют основания участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий. Соответственно, неправомерно возлагать на указанных лиц данную обязанность, более того, в отсутствие согласованной Карты подведомственной территории (п. 214, п. 215, п. 250, п. 260 , п. 263, п. 274 Проекта);
ü основания возложения на субъектов, перечисленных в п. 232 Проекта, обязанности ежегодно, в период весенней уборки территории обеспечивать обновление фасадов (покраска, ремонт, удаление надписей), удаление мусора и отсева с территории парковок, восстановление наружного благоустройства (п. 232 Проекта);
ü наличие (отсутствие) снегоприемных пунктов (п. 252 Проекта);
ü наименование главы 41 «Собственники индивидуальных жилых домов обязаны», главы 42 «Владельцы подземных инженерных коммуникаций» характерны для структурной единицы нормативного акта - пункта, а не заголовка главы к предлагаемому тексту;
ü основания возложения на всех собственников (жителей) улицы проведения работ по содержанию и санитарной очистке территории улиц, объектов благоустройства, а также территорий коллективных садов (прилегающей территории до
ü Глава 47 «Понятия», имеет в составе только два пункта, один из которых по смыслу следует включить в главу 2 «Основные понятия», соответственно, исключить из Главы 47 (п. 342 Проекта);
ü основания возложения обязанности по содержанию и сохранности зеленых насаждений на территориях общего пользования (парках, скверах, улицах) на специализированную организацию муниципальной формы собственности, определенную постановлением Администрации Полевского городского округа. Причины, по которым данная организация не может быть определена на основании муниципального контракта, заключенного в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»? С какой специализированной муниципальной организацией следует согласовывать рабочие проекты, разработанные в целях посадки деревьев, кустарников, разбивки клумб? (п.п. 1 п. 344, п. 349 Проекта);
2) устранить замечания главного специалиста (юриста) аппарата Думы, указанные в правовом заключении на проект решения Думы Полевского городского округа «Об утверждении Правил благоустройства, озеленения, обеспечения чистоты и порядка на территории Полевского городского округа» от 12.08.2019 г.;
3) направить «доработанный» и прошедший дополнительное (повторное) согласование с заинтересованными специалистами Администрации Полевского городского округа проект решения Думы на правовую (антикоррупционную) экспертизу в прокуратуру г. Полевского;
4) с учетом устранения всех замечаний (предложений) либо мотивированного обоснования невозможности их устранить, повторно внести на рассмотрение в Думу Полевского городского округа соответствующий проект решения в срок до 21.11.2019 года.
Приложение: на
Председатель комитета
Думы по местному самоуправлению и
правовому регулированию Н.В. Шицелова